Права и обязанности заявителей
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАЯВИТЕЛЕЙ И ДЕРЖАТЕЛЕЙ СЕРТИФИКАТОВ (СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ ЗАКАЗЧИКОВ)
Заявитель имеет право:
- обращаться для осуществления добровольной сертификации в любой орган по сертификации (далее - ОС СМ), область аккредитации которого распространяется на систему(-ы) менеджмента, которую(-ые) заявитель намеревается сертифицировать;
- выбирать стандарт либо совокупность стандартов, регламентирующий (-ие) требования к определенным системам менеджмента, на соответствие которым будет проводится сертификация;
- получать информацию о ходе работ по сертификации от ОС СМ на всех этапах проведения этих работ;
- требовать от ОС СМ сохранения конфиденциальности информации, полученной в ходе сертификации;
- на любом этапе работ по сертификации отказаться от их проведения, компенсировав все затраты ОС СМ на их проведение;
- подавать апелляцию/жалобу/претензию на решения ОС СМ, в том числе обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия ОС СМ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель обязан:
- в случае согласия с условиями процедуры сертификации заключить с ОС СМ договор на проведение работ по сертификации, а в случае положительного решения по результатам работ по сертификации и выдачей сертификата соответствия - договор на проведение инспекционного контроля;
- выполнять условия проведения процедур сертификации, установленных органом по сертификации, и предоставлять различную информацию, необходимую для оценки соответствия сертифицируемой системы менеджмента;
- предоставлять копии документов на электронных и (или) бумажных носителях, имеющих отношение к производству работ по подтверждению соответствия, в соответствии с запросами ОС СМ;
- выполнять все условия, необходимые для проведения аудитов, включая предоставление документации для проверки и доступ ко всем процессам и участкам, записям и персоналу для проведения первичной сертификации, надзорного аудита (инспекционного контроля) и ресертификации, а также анализа жалоб;
- обеспечивать, при необходимости, присутствие наблюдателей (например, аудиторов по аккредитации или аудиторов-стажеров);
- обеспечивать безопасность местонахождения аудиторов (специалистов по сертификации) на местах проведения аудита, не препятствовать проведению аудита;
- письменно уведомлять ОС СМ обо всех изменениях, которые произошли или могут произойти в ходе работ по подтверждению соответствия, и которые могут повлиять на выполнение требований к объектам подтверждения соответствия;
Организация-держатель сертификата (сертифицированный заказчик) обязана:
- в течение срока действия выданного сертификата сообщать ОС СМ все сведения, которые могут оказать влияние на способность её систем(-ы) менеджмента соответствовать требованиям соответствующих стандартов, в том числе изменениях, связанных с юридическим, коммерческим, организационным статусом или формой собственности и структурой организации и его менеджмента, контактным адресом и производственными площадками, областью деятельности в рамках сертифицированной системы менеджмента, важными изменениями в системе менеджмента или процессах, установленных организацией-держателем сертификата. Информация о вышеперечисленных изменениях должна предоставляться ОС СМ в течение 5 рабочих дней с момента вступления в силу конкретного изменения;
- в случае изменений требований к сертификации своевременно предоставлять в ОС СМ свидетельства соблюдения новых требований;
- прекратить использование заявления о соответствии сертифицированной системы менеджмента или знака соответствия* в случае приостановления либо отмены действия ОС СМ сертификата соответствия;
- не использовать заявление о соответствии сертифицированной системы менеджмента или знак соответствия* как знак сертификации продукции либо каким-либо другим путём, который может ввести в заблуждение потребителя;
- не использовать сертификацию своей системы менеджмента таким образом, чтобы нанести вред репутации ОС СМ и не делать никаких заявлений о сертификации своей системы менеджмента, которые орган по сертификации может рассматривать как несанкционированные.
- выполнять требования органа по сертификации при ссылках на свой сертифицированный статус в средствах массовой информации, таких как Интернет, брошюры, рекламная продукция или другие документы;
- обеспечивать своевременное проведение инспекционного контроля органом по сертификации, своевременно оплачивать проведение инспекционного контроля;
- не делать и не допускать никаких вводящих в заблуждение потребителей высказываний относительно своего сертификата, не допускать использование сертификата или любой его части каким-либо образом, вводящим в заблуждение потребителя;
- при приостановлении или отмене действия сертификата перестать ссылаться на него в рекламных целях, как это установлено органом по сертификации;
- внести коррективы в рекламные материалы при сужении области применения ее сертификата;
- не допускать, чтобы ссылки на ее сертификат на систему менеджмента использовались каким-либо образом, позволяющим предположить, что орган по сертификации сертифицировал продукцию (включая услугу) или процесс;
- не считать, что действие сертификата распространяется и на деятельность, не охваченную областью сертификации;
- не использовать свой сертификат в тех случаях, которые могут негативно сказаться на репутации органа по сертификации и/или сертифицированной системы и привести к потере доверия общественности.
Организация-держатель сертификата обязана контролировать соответствие объекта сертификации (системы менеджмента) нормативным требованиям. Контроль соответствия сертифицированной системы менеджмента установленным требованиям выполняется путём проведения регулярных внутренних проверок (аудитов) системы менеджмента с установленной периодичностью с ведением соответствующих записей.
Проверка выполнения контроля объекта сертификации (системы менеджмента) организацией-держателем сертификата выполняется ОС СМ при проведении инспекционных (надзорных) аудитов.
Организация-держатель сертификата обязана реагировать на поступающие жалобы на объект сертификации (на результаты функционирования системы менеджмента).
Порядок регистрации, рассмотрения и реагирования на жалобы должен быть установлен документально. Все поступающие жалобы должны быть зарегистрированы и рассмотрены в установленные сроки.
Организация-держатель сертификата должна принимать меры по обеспечению удовлетворённости потребителя, в том числе принятие соответствующих решений по устранению причин жалоб и проведению корректирующих мероприятий. Все действия, связанные с жалобами, должны быть задокументированы.
По запросу ОС СМ организация-держатель сертификата должна предоставлять информацию о имеющихся жалобах, принятии мер в отношении таких жалоб, а также любых недостатках, обнаруженных в объектах подтверждения соответствия, которые влияют или могут влиять на соответствие требованиям к объектам подтверждения соответствия.
Требования к организации-держателю сертификата реагировать на поступающие жалобы на объект сертификации устанавливаются ОС СМ в договоре на проведение инспекционного контроля. Выполнение требований проверяется при проведении соответствующих инспекционных (надзорных) аудитов ОС СМ.
Сертифицированный заказчик имеет право указывать название ОС СМ в заявлении о соответствии сертифицированной системы менеджмента в порядке, установленном в "Разрешении на использование заявления о сертифицированной системе менеджмента", которое выдаётся каждому сертифицированному заказчику вместе с оформленным сертификатом.
* Разрешение на применение знака соответствия выдаётся ОС СМ сертифицированному заказчику в случае оформления сертификата в добровольной системе сертификации, правилами которой установлен вид, форма и применение такого знака.