Схемы сертификации
Схема сертификации – последовательный комплекс работ по подтверждению соответствия, выполняемый органом по сертификации систем менеджмента, в результате которого экспертами органа по сертификации дается заключение о соответствии или не соответствии системы менеджмента установленным к ней требованиям.
Стандартная схема сертификации системы менеджмента (в составе 3-х летнего цикла сертификации) предусматривает организационный этап, 2-х этапный первичный аудит по сертификации, 2 плановых инспекционных контроля и ресертификацию.
Схемы сертификации, а также требования к процессу сертификации систем менеджмента установлены:
- для систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента в ГОСТ Р 55568-2013 "Оценка соответствия. Порядок сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента" с учётом требований Раздела 9;
- для систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, а также систем менеджмента безопасности пищевой продукции установлены в ДП СМК-07 "Порядок (схемы) организации и проведения сертификации систем менеджмента" с учётом требований Раздела 9 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования", а также требований ГОСТ Р 53755-2020 (ISO/TS 22003:2013).
Принципиально схема сертификации систем менеджмента представляет из себя нижеприведённый порядок проведения работ, состоящий из следующих этапов:
1. Организационный этап
- Подача заявки на сертификацию СМ
- Анализ заявки и принятие решения
- Уведомление заявителя
- Заключение договора
- Формирование комиссии по проведению сертификационного аудита
- Предоставление заявителем запрашиваемых ОС СМ сведений и документов СМ для предварительной оценки СМ
2. Первый этап аудита по сертификации СМ
- Анализ представленных сведений и документов СМ заявителя
- Подготовка отчета по результатам анализа документов СМК и других представленных данных и принятие решения о возможности проведения аудита «на месте»
- Уведомление заявителя о результатах первого этапа оценки СМ
3. Подготовка второго этапа аудита по сертификации СМ
- Подготовка плана аудита и направление его заявителю
- Подготовка документов
4. Проведение аудита по сертификации СМ «на месте»
- Проведение предварительного совещания
- Проверка соответствия системы менеджмента организации нормативным требованиям
- Подготовка акта по результатам аудита
- Заключительное совещание
- Планирование корректирующих действий по выявленным несоответствиям
5. Принятие решения по результатам аудита по сертификации СМ
- Рассмотрение отчета по результатам аудита и результатов выполнения плана корректирующих действий
- Принятие решения (оформление сертификата соответствия / отказ в выдаче сертификата соответствия)
- Оформление и регистрация сертификата соответствия / оформление Решения об отказе в выдаче сертификата
- Передача сертификата соответствия и заключение договора на проведение инспекционного контроля
6. Проведение 1-го инспекционного контроля СМ
7. Проведение 2-го инспекционного контроля СМ
8. Проведение ресертификации СМ (п.п. 1-5)
Процессы аудита и принятия решений
ОС СМ ООО "НСЦ "Аспект-СЕРТ" за счёт размещения сведений на данной странице обеспечивает ведение и доступность для всех географических зон, в которых работает, и всех заинтересованных сторон, находящихся в данных географических зонах, информации о процессах аудита и процессах, связанных с принятием решений о сертификации, включая выдачу, отказ в выдаче, подтверждение, возобновление, приостановление действия или отмену сертификата, а также расширение или сужение области сертификации систем менеджмента (далее процессы аудита и принятия решений), осуществляемых ОС СМ ООО "НСЦ "Аспект-СЕРТ".
Данные процессы, в соответствии с которыми ОС СМ ведёт свою деятельность, установлены в следующих нормативных документах, доступ к которым является свободным и может быть получен заинтересованной стороной независимо от ОС СМ, в том числе на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в разделе в разделе "Стандарты и регламенты":
- в целом для всех систем менеджмента процессы аудита и принятия решений установлены в Разделе 9 ГОСТ Р ИСО МЭК 17021-1-2017 "Оценка соответствия. Требования к Органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования";
- для систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента в ГОСТ Р 55568-2013 "Оценка соответствия. Порядок сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента" с учётом требований Раздела 9 ГОСТ Р ИСО МЭК 17021-1-2017;
- для систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, а также систем менеджмента безопасности пищевой продукции установлены в ДП СМК-07 "Порядок (схемы) организации и проведения сертификации систем менеджмента" с учётом требований Раздела 9 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования", а также требований ГОСТ Р 53755-2020 (ISO/TS 22003:2013).
Также в ОС СМ на основании вышеперечисленных стандартов разработана документированная процедура ДП СМК-07 "Порядок (схемы) организации и проведения сертификации систем менеджмента", конкретизирующая применение перечисленных стандартов, являющаяся внутренним документом ОС СМ и представляемая по запросу.